Домовый храм в честь святого преподобного Серафима Вырицкого появился в Александро-Невской Лавре не так давно, в 2007 году. На втором этаже Федоровского корпуса, рядом с братскими кельями расположен вход в одно из самых святых мест на территории монастыря.
Здесь в 20-е годы прошлого века жил удивительный человек, один из знаменитейших насельников Лавры, духовник братии монастыря иеросхимонах Серафим.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Отец Серафим жил в этой келье, которая, конечно была не такой большой – гораздо скромнее. В правом углу храма, где сейчас находится образ Серафима Саровского, небесного покровителя преподобного, находилась небольшая угловая келейка.
И по галерее к ней шла практически нескончаемая вереница прихожан, шла монашеская братия, отцы, епископы — за словом поддержки, утешения в годы, когда Церковь находилась под жесточайшим гнетом политических гонений. Растерянный православный народ Божий искал поддержки у таких людей как старец Серафим. И его мудрости житейской, его духовной зрелости, опытности и прозорливости хватало на то, чтобы каждому приходящему адресовать нужное ему слово, облегчить скорби от потери близких, поддержать в каких-то решениях, которые человек принимал для себя, или предостеречь от неправильных действий.
Память о том, где находилась келья Серафима Вырицкого, передавалась из поколения в поколение. Несмотря на то, что в советское время в монастыре устраивали и общежития, и химические лаборатории, и многое другое, несовместимое со статусом святой обители, о месте жизни почитаемого в народе старца Серафима не забывали.
В 2000 году Серафим Вырицкий был прославлен Русской православной церковью в лике святых. С этого момента стало ясно, что место, где начинал свой монашеский подвиг преподобный, должно стать доступным для почитания верующих. Как же почтить память преподобного? Наместник с братией принимают решение о создании храма в том месте, где в трагические послереволюционные годы нес свой духовнический подвиг старец Серафим. Так благодаря горячим молитвам, усердию насельников Невской обители, работе Лаврских мастерских, возглавляемых энергией ее наместника епископа Кронштадтского Назария, начал реализовываться проект создания новой домовой церкви в монастыре. Работа предстояла большая.
Для того чтобы организовать литургическое пространство, необходимо было выделить две зоны: зону самого храма и зону алтаря.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Здесь тоже не обошлось без небольшого чуда. Дело в том, что келья отца Серафима находилась на том месте, где устроено основное храмовое пространство, а там, где сейчас находится алтарь, была келья другого священномученика Лавры – архимандрита Льва (Егорова).
Эти два святых угодника Божьих одно время жили рядом за стенкой. Для нас это стало очередным свидетельством того, что решение о создании здесь храма не только вызвано нашим горячим желанием его здесь организовать. Если здесь жили и трудились такие люди, мы просто обязаны это место теплить, хранить и беречь.
Все работы велись очень деликатно, без каких-либо архитектурных нововведений. Две кельи были объединены тремя арочными дверными проемами, появился иконостас с Царскими врата и двумя дьяконскими дверьми – так образовалось очень органичное богослужебное пространство. Обустраивался храм в течение 3 лет.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Могут спросить, почему так долго? Да бывает такое, когда новая церковь появляется быстро там, где была совершенная пустыня. Но я считаю, что благое дело, дело правильное, оно не может быстро делаться, его надо делать спокойно. Не медленно конечно, не в сонном режиме, но очень обдуманно, продумывая каждый элемент. Мы могли себе это позволить, в Лавре есть где служить. И у нас было время подготовиться, продумать, что немаловажно, инженерную составляющую храма, причем от пола до потолка.
Одно из главных украшений Серафимовского храма – резной иконостас. Он сделан из цельного дуба, с изображениями цветов и птиц. К такому образному решению иконописно-реставрационной мастерской монастыря подтолкнула сама история жизни человека, которому посвящен храм.
Преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) до монашеского пострига был очень успешным русским купцом, деловым человеком, который достиг всего своим трудом, своими коммерческими талантами. При этом высокие нравственные, духовные ориентиры Василия Николаевича позволила ему вести дела таким образом, что он не попадал в зависимость от получения прибыли, богатства, денег как таковых, не тратил их на получение новых благ и удовольствий. Еще в молодости он чувствовал духовное призвание и просил благословения у своего духовника принять постриг. Но не получил его.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Прозорливый старец Варнава Гефсиманский, будучи духовником Василия Муравьева, видел прекрасно, что для того служения, которое ему Бог уготовал, этот человек должен пройти очень суровую, многосложную духовную школу в миру. Именно духовную школу. Потому что научиться понимать и слышать другого человека, научиться предлагать этому человеку то, что ему действительно нужно — где как не в купеческом деле можно этими дарами обзавестись.
Мастера-резчики работали над иконостасом в три этапа. В первый год были изготовлены Царские врата и дьяконские двери, во второй год – нижний ряд иконостаса до архитрава (на нем вырезан текст псалма, написанный на монашеском аналаве отца Серафима), в третий год – короны с птицами, самая тонкая и изящная часть работы. Эти образы соответствуют образам рая, которые встречаются у псалмопевца Давида.
Богословская концепция иконостаса так же имеет свою историю.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Господский и Богородичный образа, которые по традиции фланкируют Царские врата.
Образ Спасителя восходит к канонической иконографии Вседержителя, опирается на известный образ кисти Андрея Рублева. Но, если всмотреться внимательно, можно увидеть одну необычную вещь — это Евангельский текст. Вряд ли найдется аналог с именно таким Евангельским фрагментом. В нем Господь, обращаясь к нам с вами, говорит «ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам». То есть — ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Это призыв к людям не быть вялыми, не быть инфантильными, быть сильными, энергичными, ответственными. Эту идею предложил наш наместник владыка Назарий.
Образ Божией Матери «Скоропослушница» связан с текстом Евангельским на Господской иконе. К кому как не к Божьей матери мы прибегаем в самые тяжелые моменты нашей жизни. Для любого православного человека Матерь Божья – главная помощница, а для монахов особо.
Слева от иконы «Скоропослушница» находится образ преподобного Серафима Саровского. Серафим Вырицкий при постриге в схиму получил имя Серафим в честь прославленного в 1903 году прп. Серафима Саровского. Справа от иконы Спасителя – образ самого преподобного Серафима Вырицкого. По канонам Русской Православной Церкви – это традиционное место для храмовой иконы, говорящей посетителю о том в честь кого освящена церковь. И если сам храм полностью делался средствами Александро-Невского монастыря, то эта икона — единственный благотворительный вклад в его создание. Как и все остальные иконы в домовой церкви она написана в лаврской иконописно-реставрационной мастерской в честь святого Иоанна Дамаскина.
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— К нам нередко обращаются за иконами преподобного Серафима Вырицкого — мастерская уже не одну подобную икону написала. И наши коллеги иконописцы из других центров часто пишут образ этого святого. Можно сказать, что именно сейчас идет активное формирование его иконографии. Это дело, которое невозможно реализовать сразу: взять фотографию, переработать ее и вот тебе иконография. Нужны годы. И я думаю, что не один десяток лет пройдет, прежде чем полностью созреет иконография преподобного Серафима Вырицкого. Мы, современные иконописцы, сейчас в буквальном смысле слова, первопроходцы, которые — каждый в меру своих талантов — пытаются раскрыть образ преподобного Серафима в своих работах. Здесь важно не забывать об основах. Главная задача иконографии — это узнаваемость. Человек, даже плохо знающий или помнящий лицо Серафима Вырицкого, должен узнать его в любом храме.
На дьяконских дверях – традиционные образа архангела Михаила и архангела Гавриила, стражей Царства Небесного и всех Святынь. По краям иконостаса – образа с избранными святыми, связанными как с Александро-Невской Лаврой, так и с самим преподобным Серафимом Вырицким. В левой части изображены святой Варнава Гефсиманский — его духовник, священномученик Лев (Егоров) — один из основателей Александро-Невского братства, и протоиерей Петр Скипетров — первый священномученик, пострадавший за веру на территории Невского монастыря. Эти трое святых связаны с подвигом Серафима Вырицкого, они его современники.
В правой части изображены три новомученика, три священноархимандрита Александро-Невской Лавры: митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Вениамин (Казанский) и митрополит Владимир (Богоявленский). Они прославлены в Соборе святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, пережив те же испытания, что переживал и старец Серафим вместе с братией Лавры и многие православные люди в годы гонений на Церковь.
Совсем недавно владыка Назарий, приветствуя в Лавре нового митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, просил его ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Кириллом и Священным Синодом об установлении дня почитания Собора Лаврских святых. В него входят 13 подвижников, вписавших свои имена в историю монастыря, в том числе и святой преподобный Серафим Вырицкий
Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры:
— Обратите внимание, что основной Собор Лаврских святых составляют люди, практически наши современники. Они жили и проявили себя в ХХ веке. Это люди, которые недавно перешли в состояние Церкви Торжествующей из Церкви Воинствующей. И там сейчас ходатайствуют о нас с вами. Поэтому они нам очень близки и дроги. И наша главная работа — обратить внимание на этих людей, на их социальный и духовный подвиг. Во многом то, что мы видим в Лавре сегодня – это их деяния. Только они трудятся на молитвенной ниве, а мы являемся их продолжателями здесь. Надеюсь, что окажемся достойными.
Первое богослужение в новоустроенной домовой церкви в честь преподобного Серафима Вырицкого было совершено наместником Лавры епископом Назарием 28 декабря 2007 года. По церковной традиции эта дата считается днем рождения храма.
Пресс-центр Александро-Невской Лавры