Личность апостола Петра – одна из центральных в Евангельском повествовании. Образ его оставил богатый след в культуре, церковной и светской.
Одно из древнейших художественных средств – икона. В первые века христиане опасались преследований, а потому избегали портретного сходства с реальными людьми. Среди изображений в катакомбах часто встречается образ юных апостолов во главе с Иисусом Христом.
Иногда первоверховные апостолы Петр и Павел изображаются с характерными, узнаваемыми чертами. Для Петра это округлое лицо, короткие кудрявые волосы и круглая короткая борода, для Павла — удлиненный овал лица, большой лоб с залысиной и длинная, прямая борода.
Самые древние из таких образов, найденных в катакомбах Домитиллы, датируются первой половиной ІІІ в.
Весьма вероятно, что первые христиане, трепетно относясь к памяти апостольского поколения, тайно сохраняли в своей среде портреты. У церковного историка Евсевия есть указание на то, что евангелист Лука написал не только первую икону Богородицы, но и первую икону апостолов Петра и Павла.
С первых веков также существует традиция изображать апостолов в античных одеждах хитоне и гиматии. У Петра обычно хитон синий и гиматий цвета охры, у Павла гиматий вишневого цвета. В руках общие символы христианского исповедания: свиток — образ учения, крест — символ мученичества, венок на голове — символ победы. Иногда апостола Петра рисуют с рыбой или ключами, в напоминание рыбацкого ремесла его и слов Спасителя: «…дам тебе ключи от Царствия Небесного» (Мф. 16, 19). Из всех апостолов иконописное изображение Петра и Павла как символ соборности Церкви встречается наиболее часто.
Одна из древнейших икон апостола Петра, написанных на доске, сохранилась в монастыре святой Екатерины на Синае. Она выполнена в технике энкаустики – живописи восковыми красками и датируется началом VI в.
Интересной деталью является крест, по размерам и форме напоминающий посох, — знак мученичества и атрибут пастыря Церкви.
В византийский период иконография апостолов обогащается, на фресках и мозаиках храмов воспроизводят различные сюжеты из Нового Завета, как например «Призвание Симона и Андрея» (мозаика VI в. из Равенны).
Редкий образец нубийской иконописи представляет фреска VIII – начала IX в. «Святые апостолы Пётр и Андрей» из Фараса (нынешняя территория Судана).
Православный иконографический канон строг и бесстрастен. Поэтому так необычна и трогательна икона апостолов, именуемая «Объятия любви» или «Целование любви».
Сюжет её основан на повествовании о встрече Петра и Павла в Риме незадолго до казни. Два первоверховных ученика Христовых обнимают друг друга и смотрят друг другу в глаза, с выражением живой эмоции. Данный образ можно считать одним из наиболее распространенных в Византии.
На Руси самая древняя из известных икон Петра и Павла – из собора Святой Софии в Новгороде.
Искусствоведы датируют её серединой XI в., но, по преданию, именно с этой иконой византийского письма святой князь Владимир, крестившись, вернулся из Корсуни в Киев. Под слоями поновлений реставраторы при помощи чувствительной аппаратуры, и в самом деле, нашли греческий оригинал.
Изображения апостолов вошли в состав деисусного ряда иконостаса. Икону Петра размещали слева от центрального образа Иисуса Христа, за Богородицей и Архангелом Михаилом. Самыми известными из таких изображений являются иконы, написанные Андреем Рублевым.
![](https://i2.wp.com/artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/2014/06/Pyotr.jpg?resize=300%2C930&ssl=1)
![](https://i0.wp.com/www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/07/301-580x578.jpg?resize=580%2C578)
Икона «Святой апостол Пётр» из села Выгорукса (Обонежье), XIV в. — одна из древнейших дошедших до нас икон Русского Севера. Как видим, на ней также присутствуют черты портретного преемства. Апостол всюду легко узнаваем.
С конца XVII в. усиливается влияние западноевропейской культуры. Апостолов изображают с орудиями их страстей: Петра — с крестом, Павла — с мечом. Иногда также на заднем плане воспроизводятся сцены мучений святых.
![](https://i2.wp.com/uer.varvar.ru/images/karp-zolatorev1-petr-pavel.jpg?resize=410%2C571)
Западноевропейская живопись эпохи Возрождения многообразно осмысливает Евангельские повествования. До XV в. она иконографична, как эта работа Лоренцо Венециано «Христос вручает ключи апостолу Петру» 1369 г.
![](https://i1.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/217/46217402_1247328539_Lorenzo_keys_14_st.jpg?resize=376%2C574)
Столетие спустя художники работают уже в более реалистической манере. Сюжет, композиция, передача движения становятся более сложными.
![](https://i1.wp.com/artchive.ru/res/media/img/orig/work/288/211580.jpg?resize=660%2C672&ssl=1)
![](https://i1.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/217/46217404_1247328718_Perugino_keys.jpg?resize=660%2C418)
Выражение широкого спектра человеческих чувств становится одним из главных творческих принципов.
![](https://i2.wp.com/aria-art.ru/0/A/Apostol%20Pjotr/3.jpg?resize=543%2C706)
![](https://i0.wp.com/www.nearyou.ru/rafael/gobelen/1ulov.jpg?resize=660%2C533)
![](https://i1.wp.com/myisrael.at.ua/_ph/16/531974676.jpg?resize=660%2C403)
![](https://i1.wp.com/myisrael.at.ua/_ph/16/358780691.jpg?resize=481%2C588)
![](https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//46/217/46217408_1247329108_Greco_1610_Peter.jpg?resize=464%2C606)
![](https://i2.wp.com/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/217/46217420_1247330085_Michelangelo_peter.jpg?resize=608%2C562)
![](https://i2.wp.com/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/217/46217422_1247329806_Caravaggio_1600.jpg?resize=539%2C698)
Бронзовая статуя апостола в соборе святого Петра в Риме считается самой древней, она датируется XII-XIII вв.
Колоссальная статуя апостола увенчивает колонну Траяна, которая была установлена в 113 г. по приказу императора Траяна в ознаменование победоносного похода его в Дакию. Первоначально, наверху помещалась статуя императора, в 1587 г. на колонну установили бронзовое изваяние апостола Петра.
Мраморный столп высотой почти 40 м не даёт полного представления о размерах скульптуры. Её высота около 5 метров. Также статуя апостола Петра находится в Ватикане, при входе в базилику святого Петра. Она установлена в 1885 г.
В Санкт-Петербурге небольшая бронзовая фигура апостола Петра имеется в Александровском парке на Петроградской стороне, близ станции метро «Горьковская». Небесный покровитель Санкт-Петербурга предстает в виде добродушного полного дедушки с окладистой бородой. В руках у него прежде была увесистая связка ключей.
В настоящее время ключи оторвали вандалы, осталось одно кольцо. Автор скульптуры М. Дронов.
На улице Турку среди нескольких изваяний розового гранита имеется скульптура «Апостол Пётр», выполненная в абстрактной манере. Скульптор А. Молев.
В оформлении Исаакиевского собора, в нише западных наружных дверей располагается известная скульптура апостола. Она отлита в 1841-1846 гг. по модели И.П. Витали.
На Невском проспекте, 22 находится лютеранская кирха святого Петра (Петеркирхе). У входа в неё – скульптуры апостолов Петра и Павла
В литературе образ апостола Петра и атмосфера позднего Рима времён Нерона выводится в романе польского писателя Генрика Сенкевича «Quo vadis». Роман был окончен и издан целиком в 1896 г. В кратчайшие сроки он был получил мировую известность. В 1905 г. Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия по литературе. Всего роман переведён более чем на 50 языков, в том числе на арабский и японский. На русском роман вышел в том же 1896 г. под названием «Quo vadis». Некоторые русские переводчики озаглавливали роман «Камо грядеши» (церк.-слав. «Куда идёшь»). Читать книгу онлайн можно здесь.
У Николая Гумилёва, поэта Серебряного века, есть стихотворение, датированное 1910 г.
Не семью печатями алмазными
В Божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох, и больше ничего,
Возле — нищий, словно гость непрошенный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: «Там, у Гроба Божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Пётр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.
В кинематографе, художественном и документальном, имеется множество постановок и кинорассказов, посвящённых Евангельским событиям и последующей жизни, проповеди и страданиях апостола Петра. В их числе экранизации романа Г. Сенкевича «Quo vadis»: лента Питера Устинова 1951 г. и Ежи Кавалеровича 2001 г.
Во всех киноработах по мотивам Евангельских текстов присутствует образ апостола Петра как одного из наиболее важных участников событий. Отдельно апостолу Петру посвящен художественный фильм «Апостол Пётр и Тайная вечеря». Упомянем также документальные фильмы «Апостол Пётр» Кшиштофа Занусси и первую часть «Симон-Пётр» сериала «Апостолы».