Имя преподобномученицы святой великой княгини Елизаветы Федоровны и ее житие хорошо известны православным людям. Родилась она в Дармштадте, мученическую кончину приняла в Алапаевске, погребена в Иерусалиме, а большая часть ее жизни прошла в Москве. Но ив Санкт-Петербурге можно совершить паломничество по местам, освященным присутствием святой преподобномученицы Елизаветы.
Юной 19-летней девушкой она, дочь герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, в конце мая 1884 года приехала в Санкт-Петербург, чтобы стать женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Своего жениха она знала с детства,он приходился ей двоюродным дядей, и нередко со своей матерью гостил у нихв Дармштадте.
Встречать невесту в Петергоф выехали члены русской императорской семьи. Великий князь Константин Константинович в своем дневнике 27 мая 1884 года записал:
В Петергофе недолго пришлось ждать на станции, скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и нас всех словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта; с ней приехали отец, брат, старшая сестра с мужем и две младших.
Торжественный въезд невесты в Санкт-Петербург состоялся 2 июня, накануне свадьбы. В придворной золоченой двухместной карете вместе с императрицей Марией Федоровной ехала она по городу. За этой каретой следовали другие с членами Императорской семьи и гостями. По путиих следования город был украшен флагами и цветами, толпы народа восторженными криками приветствовали невесту брата императора. Под залпы пушек Петропавловской крепости невеста и жених вошли в Зимний дворец.
На следующий день была свадьба. По традиции членов Императорской Семьи венчали в соборе Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце. На венчании присутствовал Император Александр III и его Августейшие родственники, ставшие теперь и родственниками великой княгини Елизаветы Федоровны. Таинство совершил протопресвитер придворного духовенства Иоанн Янышев, духовник Царской семьи. Потом в одном из залов дворца совершили бракосочетание по лютеранскому обряду, так как невеста была лютеранкой. Затем был свадебный обед и бал со множеством гостей.
Поздно вечером молодую великокняжескую чету придворная карета доставила в их собственный дворец на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Этот дворец, построенный архитектором А. И. Штакеншнейдером, больше известен по имени своих прежних владельцев князей Белосельских-Белозерских. Незадолго перед свадьбой дворец был куплен для великого князя Сергея Александровича, командовавшего Преображенским полком. К свадьбе во дворце не успели окончательно закончить ремонт. Прожив несколько дней, молодожены уехали в подмосковное имение Ильинское, а во дворце приступили к завершению ремонта. На лестничных решетках поместили вензеля нового хозяина и дворец стал называться Сергиевским.
Осенью после возвращения великокняжеской четы в Санкт-Петербург состоялось освящение домовой церкви. На втором этаже и при прежних хозяевах была церковь, освященная в честь Рождества Христова. Освящение после ремонта состоялось 20 октября 1884 года в день рождения Елизаветы Федоровны. Храм освятил придворный протопресвитер Иоанн Янышев в присутствии Александра III и членов Императорской семьи. В этом храме своего причта не было, служили священники подворья Троице-Сергиевой лавры, которое находилось в соседнем доме на набережной Фонтанки под № 44. На подворье было два храма: во имя преподобного Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы. В настоящее время здесь находится библиотека имени В. В. Маяковского.
На другом берегу Фонтанки напротив Сергиевского дворца находился еще один православный храм – во имя святого Благоверного князя Александра Невского в Аничковом дворце, на крыше которого возвышалась небольшая звонница. В этом дворце жила тогда семья Александра III. 5 января 1891 года в письме к наследнику цесаревичу великому князю Николаю Александровичу Елизавета Федоровна писала:
Идет вечерняя служба, и я слышу, как звонят Аничковские колокола.
С первых дней жизни в России Елизавета Федоровна, сопровождая мужа, посещала православные храмы, присутствовала на богослужениях, старательно изучала русский язык и православие, к которому потянулась ее душа.
В 1888 году Великокняжеская чета совершила паломничество на Святую землю, во время которого Елизавета Федоровна высказала желание быть погребенной в Иерусалиме. После возвращения из паломничества в храм их дворца поместили камень с изображением Преображения Господня, привезенный супругами с горы Фавор. Великий князь Сергей Александрович стал председателем Императорского Палестинского общества, созданного для поддержки православия на Святой земле и помощи русским паломникам.
Переход в православие не был обязателен для Елизаветы Федоровны, так как муж ее не являлся кандидатом на русский престол. Она могла оставаться в лютеранском вероисповедании, в вере своих отцов до конца жизни, как, например, осталась лютеранкой великая княгиня Елизавета Маврикиевна, жена великого князя Константина Константиновича, о чем Константин Константинович очень скорбел.
Однако, через семь лет жизни в России после долгих сомнений и духовных поисков, великая княгиня Елизавета Федоровна приняла православие. 5 января 1891 года она писала в письме цесаревичу Николаю Александровичу:
Я, наконец, решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, так как для меня начнется новая жизнь, однако, я верю, что Господь благословит такое решение.
13 апреля 1891 года в субботу перед Вербным Воскресением в домовой церкви Сергиевского дворца в присутствии Александра III и его семьи произошло одно из важнейших событий в жизни Елизаветы Федоровны: она присоединилась к православию.Этот чин совершил протопресвитер Иоанн Янышев.
В этом же 1891 году Сергей Александрович получил назначение быть Московским генерал-губернатором, и супруги переехали жить в Москву. Но связь с Санкт-Петербургом не прервалась. Елизавета Федоровна с мужем нередко приезжала в столицу для участия в жизни Императорского дома, и останавливалась обычно в своем дворце. Были они в Санкт-Петербурге на похоронах Александра III и на венчании Николая II с Александрой Федоровной, родной сестрой Елизаветы Федоровны.
Во время приездов посещали они и другие великокняжеские дворцы. Особенно теплые дружеские отношения сложились у них с двоюродным братом Сергея Александровича великим князем Константином Константиновичем и его супругой Елизаветой Маврикиевной, которые жили в Мраморном дворцеу Марсова Поля. Елизавета Федоровна с мужем были частыми гостями Мраморного Дворца. Константин Константинович, поэт, писавший под псевдонимом «К.Р.» посвятил Елизавете Федоровне такие стихи:
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа.
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина.
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна,
Как женщина стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорбей многих
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.
1884 год.
В течение всей жизни Константин Константинович и Елизавета Федоровна дружили. И в страшные дни февраля 1905 года, когда в Москве хоронили Сергея Александровича, погибшего от взрыва террориста Ивана Каляева, Константин Константинович был рядом с ней. Он приехал на похороны из Петербурга, несмотря на то, что всем великим князьям было запрещено выезжать в Москву, чтобы не подвергаться новым покушениям. Он под руку вел вдову ко гробу мужа. Если бы не он, то на всех официальных панихидах ей бы пришлось быть одной.
В 1915 году из Москвы в Санкт-Петербург приехала Елизавета Федоровна на похороны Константина Константиновича. Он был последним представителем Императорского дома, погребенным в Петропавловском соборе. В день похорон великого князя в Мраморном дворце был накрыт стол для четырех вдов: его вдовы Елизаветы Маврикиевны, его сестры Ольги Константиновны, его дочери Татьяны Константиновны и Елизаветы Федоровны. Об этом в своих воспоминаниях написала княгиня Татьяна Константиновна.
Удивительно то, что даже после смерти не прервалась связь Елизаветы Федоровны с семьей Константина Константиновича.
В одной шахте под Алапаевском в 1918 вместе с Елизаветой Федоровной погибли три сына Константина Константиновича: Иоанн, Константин и Игорь. Малоизвестным фактом является то, что князь Иоанн Константинович, близкий по духу Елизавете Федоровне, в марте1918 года стал священником. Его рукоположение происходило в Петрограде в Иоанновском монастыре. Он священствовал совсем немного. Через три недели после рукоположения, Иоанна Константиновича вместе с братьями выслали Алапаевск. Именно ему, священнику Иоанну Романову, Елизавета Федоровна на дне шахты перевязывала раны своим апостольником.
Дочь Константина Константиновича княгиня Татьяна Константиновна, стала вдовой в 25 лет, после того как ее муж погиб на фронте Первой мировой войны. Она эмигрировала и, вырастив детей, уже в 1946 году в Женеве приняла монашеский постриг с именем Тамара. После пострига она жила в Иерусалиме и стала настоятельницей русского монастыря, в храме которого пребывают мощи преподобномученицы Елизаветы.
Во время своих приездов в Санкт-Петербург Елизавета Федоровна продолжала опекать те благотворительные заведения, которые находились под ее покровительством.Еще будучи в лютеранском вероисповедании она занималась благотворительной деятельностью, которая с детских лет стала потребностью ее души. Вместе с Сергеем Александровичем они были покровителями Мариинского приюта для детей офицеров, погибших и раненых во время русско-турецкой войны. Этот приют находился на Архиерейской улице в доме № 13 (ныне улица Льва Толстого). Они неоднократно посещали этот приют. Сейчас тут находится Институт сестринского образования.
С 1890 года под ее покровительством находилось Петровское общество вспоможения бедным при Введенском храме на Петроградской стороне. Этот храм стоявший на углу Большой Пушкарской и Введенских улиц был взорван в 1932 году. Петровское общество было создано в 1872 году к 200-летию со дня рождения Петра I и в Санкт-Петербурге являлось крупнейшим приходским благотворительным обществом. Оно имело 4 собственных дома на территории прихода, где разместились благотворительные заведения общества. Приюту — убежищу для взрослых инвалидов на Гатчинской улице дом № 16 — было присвоено имя великой княгини Елизаветы Федоровны. Храм при приюте был освящен в 1904 году в день ее рождения — 20 октября.
На территории этого прихода рядом с Введенским храмом на Большой Белозерской улице в доме № 1 находился первый в России приют для умственно отсталых детей. Для поддержки приюта было в 1900 году создано Братство во имя Царицы Небесной. Приюты этого Братства стали открываться в других городах России. Московским приютам для умственно отсталых детей покровительствовала Елизавета Федоровна. Первый приют был открыт в 1908 году на улице Большая Полянка в доме № 43, второй через четыре года на Зубовском бульваре в доме № 21. Она неоднократно посещала эти приюты, от нее поступали щедрые пожертвования, а сестры, служащие в приютах, ходили слушать лекции врачей в основанную ей Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
Многим православным людям известна великая княгиня Елизавета Федоровна как основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, но малоизвестным фактом ее биографии является то, что по ее инициативе в 1896 была основана в Санкт-Петербурге община сестер милосердия. По распоряжению императрицы Марии Федоровны община была названа Елизаветинской.
Елизаветиская община расположилась на окраине Санкт-Петербурга, на берегу Невы на Полюстровской набережной, в годы советской власти названной Свердловской, в доме под № 40. Этот старинный трехэтажный каменный особняк со львами у решетки более известен как дача графов Кушелевых-Безбородко. Дом и большой сад был выкуплен для общины на средства Императорской семьи. На первом этаже главного здания разместились амбулатория и кухня, на втором комнаты сестер милосердия и квартира начальницы общины. На третьем этаже были комнаты испытуемых, которые жили по несколько человек вместе.
Несколько фрейлин великой княгини Елизаветы Федоровны приняли участие в деятельности этой общины. Первой настоятельницей общины была баронесса Анна Александровна фон Дрейлинг. Одним из организаторов Елизаветинской общины являлась княгиня М. С. Голицына. По инициативе Елизаветы Федоровны в 1898 году был создан Комитет для усиления средств общины, председательницей правления которого стала фрейлина Мария Александровна Васильчикова. Комитет включал в себя жертвователей без различия сословий и вероисповеданий, жителей и других городов России. Почетным членом этого комитета состоял отец Иоанн Кронштадтский. В Таврическом дворце в 1901 году Комитету было предоставлено помещение, на освящении которого присутствовала Елизавета Федоровна. Деятельность Комитета позволила общине выстроить в саду за главным зданием новые больничные корпуса и храм.
Особое значение Елизавета Федоровна придавала строительству храма при общине. Из рескрипта Великой княгини Елизаветы Федоровны от 26 августа 1900 года на имя председательницы комитета правления фрейлине М. А. Васильчиковой:
Дальнейшее существование общины без храма Божия немыслимо: он необходим сестрам для укрепления их в подвиге служения страждущим, и только тогда я сочту создание общины готовым, когда раздастся благовест с колокольни храма.
В парке за главным зданием по проекту архитектора Н. Ф. Пащенко была построена церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковь освятил Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) 14 июня 1901 года в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны.
Во время своих посещений великая княгиня присутствовала на богослужениях в храме, посещала больницу, выслушивала доклады дежурного врача и «изволила обходить больных, удостаивая некоторых их них милостивых расспросов» – так записано отчетах общины. Ее посещения общины, как представительницы Императорской семьи отражены в отчетах общины и в прессе. В шестом номере журнала «Вестник Российского Отделения Красного Креста» за 1901 год можно прочитать о том, что 7 февраля 1901 года Елизаветинскую общину посетили императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна. Их встречали при входе старшая сестра общины баронесса А. А. Дрейлинг и профессор С. С. Боткин.
Главным врачом общины со времени ее основания был профессор Сергей Сергеевич Боткин, старший сын известного профессора Сергея Петровича Боткина и старший брат Евгения Сергеевича Боткина, расстрелянного в 1918 году вместе с Царской Семьей.
Елизаветинская община располагалась на окраине столицы среди заводов и фабрик и была единственным местом в этом районе, где рабочие могли получить бесплатную медицинскую помощь. Часы приема в амбулатории общины совпадали с часами, отведенными рабочим на обед и отдых. Больных всегда было много, в помощи не отказывали никому.
Елизавета Федоровна управляла этой общиной из Москвы. Но, несмотря на это, все важнейшие события не проходили без ее участия.Она присутствовала на освящении всех новых зданий строившихся в общине, принимала доклады правления общины, писала распоряжения. Управление этой общиной было для Елизаветы Федоровны важным опытом, предшествовавшим созданию Марфо-Мариинской обители. Она не забывала созданную ею Елизаветинскую общину и тогда, когда уже была настоятельницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия.
Ближайшая к общине улица получила название Елизаветинская улица — по названию общины, названной в честь великой княгини Елизаветы Федоровны. Точная дата закрытия Елизаветинской общины неизвестна. После Октябрьской революции в корпусах общины находилась туберкулезная больница имени Карла Либнехта. Храм закрыли в 1923 году, потом, разделив на два этажа, его приспособили под отделения больницы. После Великой Отечественной войны в храме находился родильный дом.
Елизаветинская община была одной из немногих, при которой существовало детское и гинекологическое отделения, другие общины преимущественно ориентировались на помощь раненым воинам. Елизавета Федоровна считала, что сестры милосердия должны уметь оказывать медицинскую помощь и женщинам и детям.
Под непосредственном патронажем великой княгини при Императорской Военно-медицинской Академии была построена акушерско-гинекологическая клиника баронета Я. В. Виллие. В красивейшем вестибюле клиники до 1918 года находилась мраморная доска со следующим текстом:
Клиника эта освящена 16 ноября 1908 годав присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФОДОРОВНЫ. Постройка начата в 1903 году при Военном министре генерал-адьютанте А. Н. Куропаткине, Начальнике Академии А. И. Таренецком; окончена и открыта при Военном министре А. Ф. Редигере и Начальнике Академии А. Я. Данилевском. Построена по плану профессора Императорской Военно-медицинской Академии академика Г. Е. Рейна и по строительному проекту военного инженера генерал-майора А. М. Вишнякова.
На первых двух этажах размещались палаты и операционные, а на третьем этаже была столовая для больных, аптека, рекреационный зал и крестильная часовня, в которой крестили ослабленных новорожденных. Часовня примыкала к рекреационному залу, от которого она была отделена балюстрадой и портьерами.На восточной стене висела большая икона святого Георгия Победоносца, посередине стояла купель, а на дубовом аналое лежал крест и Евангелие в футляре — дар Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Во время Первой Мировой войны на третьем этаже находился лазарет для раненых воинов, которому было присвоено имя Великой Княгини Елизаветы Федоровны. В крестильной часовне освятили храм с походным иконостасом. Название этого храма не установлено. Лазарет неоднократно посещала Елизавета Федоровна во время своих приездов в Петроград.
Здание это сохранилось, современный его адрес улица Боткинская, дом № 23, в настоящее время тут находится кафедра и клиника госпитальной хирургии Военно-медицинской Академии. Рекреационный зал превращен в конференц-зал,а крестильная часовня в ординаторскую. Мемориальную доску сняли после Октябрьского переворота.
И ничто нам теперь не напоминает о деятельности Елизаветы Федоровны в Санкт-Петербурге. В главном здании Елизаветинской общины сестер милосердия сейчас находится противотуберкулезный диспансер Калининского района. В храме святого великомученика Пантелеимона до сих пор отделения больницы. Остальные больничные корпуса общины разрушаются, они сейчас стоят с разбитыми стеклами и представляют из себя руины, в которых находят пристанище бомжи. Здание Елизаветинской общины больше известно как дача графов Кушелевых-Безбородко, или дом со львами на Свердловской набережной. После революции Елизаветинскую улицу переименовали в Амурскую по названию реки Амура, а Захарьевскую назвали именем убийцы великого князя Сергея Александровича. Не только в Петербурге, но и во многих городах России в годы советской власти, были улицы имени Ивана Каляева.
Сергиевский дворец более известен петербуржцам и гостям нашего города, как дворец Белосельских-Белозерских. Не висит на нем мемориальная доска с ее святым именем. Дворцовой церкви уже не существует. Но нам важно знать, помнить и чтить места Санкт-Петербурга, освященные присутствием и молитвой святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.
Авторская программа Татьяны Трефиловой «Невидимый Петербург»на волнах радио «Град Петров»