Храм на «книжном месте». Подворье Александра Свирского монастыря

Здесь не ведется широкомасштабная социальная работа, не проходят лекции известных людей, да и священники служат самые обыкновенные. Приход как приход… Но нет, жизнь на Христорождественском подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря бьет ключом, и почти каждому — от управляющего до прихожанина — есть что рассказать о себе и своем участии в жизни общины.

РАБОТЫ ХВАТАЕТ

Иеромонах Кирилл (Шведов) стал управляющим подворья совсем недавно. До этого он жил в Свято-­Троицком Александра Свирского монастыре, а главным его послушанием было настоятельство на подворье невдалеке от монастыря, в Доможирово. Оно осталось за отцом Кириллом и по сей день, поэтому раз в неделю он отлучается из города в Лодейнопольский район. Однако теперь главная его обязанность — хозяйственная деятельность Рождественского подворья в Санкт-Петербурге:

— Раньше настоятелем здесь был иерей Сергий Лявда. Теперь владыка Мстислав решил взять настоятельство в свои руки — мы собираемся строить на подворье новый храм, братский корпус. И все важные вопросы решает теперь он. Ну а менее крупные бытовые проблемы решаю я. Нельзя же, например, епископа отвлекать по поводу закупки продуктов. Работы хватает — это и организация уборки внешней территории и храма, жизни трудников, решение других текущих вопросов.

Иеромонах Кирилл (Шведов) стал настоятелем подворья совсем недавно

Иеромонах Кирилл (Шведов) стал настоятелем подворья совсем недавно

Отец Кирилл коренной петербуржец. Учился в семинарии на заочном отделении. Долго помогал в храме Ильи Пророка на Пороховых и в храме при хосписе на Светлановском проспекте, где, говорит, его прекрасно помнят.

— Мысль принять монашество родилась давно, и как только появилась такая возможность — перестали держать разного рода обстоятельства — принял постриг. Рукополагали меня здесь, на подворье. Но служить сюда я приехал недавно — два месяца назад. Конечно, здесь уже сложился и коллектив сотрудников, и хороший профессиональный хор. Многие прихожане здесь давно, с самого начала существования подворья. Но, как мне кажется, за прежними настоятелями тоже ушли довольно многие.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина):
Христорождественский храм в Невском районе Санкт-Петербурга является подворьем Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, и, соответственно статусу, его должен возглавлять священнослужитель в монашеском чине. Будучи священноархимандритом обители преподобного Александра, я управляю и монастырским подворьем. Хорошо знаю его нужды и проблемы.
Хозяйственная и иная деятельность любого монастырского подворья — особенная, уникальная. Наше подворье несет на себе часть нагрузки епархиального управления: многим священникам не очень удобно ехать для решения тех или иных вопросов в Тихвин, за многие километры от Санкт-Петербурга. Здание под епархиальное управление, переданное нам в собственность губернатором Александром Дрозденко и правительством Ленинградской области в день празднования 500-летия Успенского собора Тихвинского Богородичного монастыря в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла, сейчас находится на стадии ремонта и реставрации. Поэтому временное функционирование подворья еще и как административного центра епархии весьма удобно.
Здесь располагается уникальный пещерный храм во имя преподобного Александра, игумена Свирского, канцелярия епархии, приемная, бухгалтерия, монастырская лавка и епархиальный склад. Главе епархии — епископу, гораздо легче общаться с представителями государственной власти, различными организациями. Пока что большинство прошений за моей подписью в различные инстанции были удовлетворены; не все, но большинство. Особенно это актуально теперь, когда планируется строительство нового храма и братских корпусов. Проект готов и ждет своего утверждения. Надеемся, что новый храм станет духовной поддержкой для жителей района, тем святым местом, которое будет объединять православных христиан в общей молитве и таинствах. По вместительности он не будет уступать действующему храму, который на большие праздники полностью заполняется прихожанами.
Когда подворье только открывалось, необходимо было помещение, прежде всего для молитвы тех верующих, кто проживал поблизости. В тот промежуток времени это был единственный православный храм в Весёлом Посёлке. Храм необходим и всем тем, кто не может по каким-то причинам приехать в обитель преподобного Александра. Богослужения на нашем подворье совершаются ежедневно, по монастырскому уставу, и охватывают собой весь суточный круг — это вечерня с утреней, часы, Литургия, а также совершаются требы: молебны, панихиды и Таинство Крещения. Каждый день дежурный священник принимает исповедь, проводит огласительные и подготовительные беседы, отвечает на различные вопросы приходящих людей.
Литургия на подворье длится дольше, чем в приходских храмах, на вечернем богослужении прочитываются все кафизмы, стихиры и иные богослужебные тексты. Молитва — это главное наше делание. Послушания, труды, любые дела начинаются с нее и ею заканчиваются. Питаясь духовной пищей, мы не забываем и о поддержании физических сил — у нас замечательная трапезная, прекрасный повар. Уборка, ремонтные работы, содержание территории в чистоте и порядке, благоустройство храма — всё это осуществляется силами братии, трудников и неравнодушных прихожан.
Сейчас нам не хватает необходимых построек для полноценной хозяйственной жизни подворья. Вместе с новым храмом мы собираемся возвести и жилые корпуса, хозяйственные и рабочие постройки: насельники монастыря периодически приезжают в Санкт-Петербург — это и студенты Духовных школ, и те, кто нуждается в необходимом лечении и врачебном надзоре. Подворье — первая ступень для желающих отказаться от суеты мира и посвятить свою жизнь Богу. Это место прохождения необходимого искуса, где человек в качестве трудника сначала испытывает себя и свои силы в труде, послушании настоятелю и братии, в соблюдении монастырского устава.
В моем понимании, любое подворье должно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем. Наше же призвание заключается в том, чтобы привести человека к Богу, познакомить его с уникальным для современного мира монашеским духом, укладом, особым опытом молитвы, уставом и традициями. К этому мы всеми силами и стремимся. Слава Господу, к нам приходят именно те люди, которые осознанно выбирают для себя трудный, но приносящий множество добрых плодов монашеский путь.

 

МОРЯК НАЕДИНЕ С СОБОЙ

До того, как связать свою жизнь с Церковью, Игорь Литовко, коренной петербуржец, работал на флоте и со службы ушел офицером запаса ВМФ. Долгие рейсы, отсутствие суеты, мирских забот способствовали размышлениям о мироздании и своем месте в нем. После ухода Игоря с этой работы и рождения детей начался постепенный, осознанный путь к Богу. «Дети меняют нас, мы становимся добрее, чувствительнее к ближним, душа раскрывается», — замечает он.

Свое служение в Церкви Игорь начал в 2000 году в храме святого Иоасафа Белгородского в поселке Парголово. Так сложилось, что супруга отца Игоря, матушка Ольга, уже трудилась на этом приходе в качестве регента церковного хора, а настоятелю протоиерею Виктору Сорокину требовались помощники, ведь шло строительство храма, — и будущий священник включился в приходскую жизнь. Большую помощь в духовном становлении семьи отца Игоря оказал ныне покойный священник Николай Мочалкин. Этот удивительный человек и настоящий духовник благословил будущего отца Игоря окончить Леушинские курсы церковного чтения, а затем и епархиальные курсы. (Матушка Ольга в те же годы закончила факультет философии и богословия РХГА.)

Затем будущий священник стал алтарником и чтецом в храме Илии Пророка на Пороховых. Подвизался он в качестве чтеца и в приписном храме в хосписе на Светлановском проспекте. Его старший сын Константин, учась в СПбГУ, помогал папе в алтаре, а младшая дочь Ксения вместе с мамой пела на клиросе. Видя как вся семья любит богослужение, отец Николай благословил Игоря готовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую семинарию, рукоположению и служению на монастырском подворье.

Сейчас отец Игорь ведет катехизаторскую работу с крещеными в детстве, но далекими от Церкви людьми.

— У них самих рождаются дети, они хотят их покрестить или, наоборот, их кто-то просит стать крестными. Это чудо! Благодаря малышам появляется возможность еще раз, спустя годы, услышать Слово Божие, причаститься, получить ответы на духовные вопросы. Приходится объяснять им самые основы христианства, но делать это так, чтобы они вновь не отдалились от Церкви, лишив себя Причастия на 10–15 лет, как в притче о блудном сыне.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ

Иерей Максим Дубовой служит в храме четыре года. Сам он родом из Калмыкии, после школы учился в автодорожном и кулинарном техникумах. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан благословил его на учебу в Московской духовной академии. И он поступил туда в 2005 году — тогда как раз был крупный недобор студентов в Петербургских духовных школах. Петербуржцы попросили москвичей, у которых традиционно высокий конкурс, прислать им 20 студентов — восполнить недостаток учащихся. Максим оказался в их числе. Так началась петербургская страница его жизни. В Петербурге он служил чтецом в Князь-Владимирском соборе, там же занимался воскресной школой и молодежными группами. Поэтому на подворье ему доверили те же обязанности.

Иерей Максим Дубовой преподает в воскресной школе и занимается молодежной работой

Иерей Максим Дубовой преподает в воскресной школе и занимается молодежной работой

— Воскресная школа у нас находится при расположенной неподалеку гимназии Александра Невского, и преподаю в ней не только я, но и другие священники. А вот молодежное служение — это именно моя прерогатива. Мы стараемсясобираться раз в неделю, обсуждать актуальные вопросы.

В ПЕРВЫХ РЯДАХ

Диакон Сергий Пилипчук родился на Украине в верующей семье, был крещен в младенчестве в храме Покрова Пресвятой Богородицы, воспитывался в христианской вере, за что очень благодарен родителям. В младших классах, вспоминает диакон, с ним случился такой инцидент:

— Я пел в церковном хоре, а один учитель узнал об этом и сказал директору. Та решила привлечь к ответственности моих родителей. В дневнике у меня написали, что ждут родителей в школу, но за какую провинность, указано не было. Когда мама пришла в школу, долго беседовала с директором и, уходя от нее, сказала: «Вы и других не трогайте. Придет время, и вы в первых рядах будете в храме стоять». Так в итоге и получилось. Многие люди, гнавшие Церковь, потом оказывались в храме.

Отец Сергий рассказывает, что его родители всегда хотели, чтобы сын стал не начальником или дельцом, а служителем перед Престолом Божиим. При этом сами они были рабочими: мать — мастером по строительству, а отец — мастером по столярным изделиям.

С самого раннего возраста родители отца Сергия приучали его к церковной жизни.

— Много детских воспоминаний связано с приходским храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Он находился в нашем городе. По воскресеньям мы ездили туда всей семьей на автобусе, а вот на Пасху было сложнее: власти отменяли в этот день все рейсы, и до церкви можно было добраться только пешком. Но мы на каждую Пасху ходили: мать собирала яйца и пасху, и мы шли по опустевшим ночным улицам на праздничную службу. Храм был полон, верующие стояли даже на улице! И какая радость: ночь помолились, шли обратно, со слезами приветствуя друг друга «Христос Воскресе!» — «Воистину воскресе!»

«Ленкнига» — лучший подарок      

В годы Великой Отечественной на территории, где сейчас разместилось Христорождественское подворье Свирского монастыря, было Невское кладбище. После войны кладбище ликвидировали, в западной его части была установлена памятная стела, в конце 1970-х дополненная мемориалом «Журавли». А восточную часть превратили в зеленую зону, никак, впрочем, за все советские годы не обустроенную. На её границе были построены разнообразные складские корпуса. Современное подворье начали обустраивать в 1999 году. Ему выделили здание бывшего книжного склада, который много лет был заброшен. Строить с нуля новую церковь было слишком дорого, поэтому здание «Ленкниги» пришлось как нельзя кстати.
Перестроенный из него храм выглядит довольно интересно, напоминает чем-то европейские средневековые базилики: вытянутое прямоугольное пространство с двумя рядами колонн. Для русских православных храмов такая форма необычна. Христорож­дественский храм освятили 6 января 2000 года. Он стал первым приходским храмом в Весёлом Поселке. До революции подворье Свирского монастыря располагалось в другом месте — на углу Боровой и Разъезжей улиц. Сейчас в его здании находится туберкулезный диспансер.

 

СОЮЗ КИРПИЧА И ВОДЫ

На каждый праздник интерьеры храма украшены живыми цветами. Это во многом заслуга флориста Ларисы Задерновской, давней прихожанки. В подсобных помещениях подворья специально для её работы выделена комнатка.

— Как-то в храм пришел молодой человек и обратился к настоятелю с предложением украсить службу цветами за небольшую плату, — вспоминает Лариса Задерновская. — «Батюшка, — говорим мы, — так за небольшую плату мы и сами можем справиться».

Раньше Лариса работала парикмахером, приходилось ей делать и прически с живыми цветами. Но на этом, наверное, соприкосновение с флористикой у Ларисы заканчивалось. Однако талант художника проявится в любой сфере, поэтому освоить самостоятельно новое направление ей было не очень сложно. Ларисе удалось попасть на учебные курсы к известному флористу Галине Кондратьевой, украшавшей даже кремлевские мероприятия. Занималась она и у петербургских мастеров. В общем, сейчас работы Ларисы украшают каждое крупное богослужение. Прихожанки с удовольствием ей помогают.

В КРУГУ ЕДОКОВ

На подворье неожиданно вкусно кормят. Скорее всего, дело в том, что поваром здесь работает настоящий профессионал. Марина Мельникова трудилась в ресторане, пока хозяева не решили закрыть заведение. Нужно было искать новую работу.

— Не то чтобы я боялась идти на новое место. Но снова привыкать к другому коллективу довольно трудно. Сюда попала сначала как посетительница курсов помощи созависимым. И там я как-то услышала, что настоятель, тогда им был отец Сергий Лявда, просит помощи: нужен повар. И я согласилась.

Марина Мельникова рассказывает, что привыкать к новому меню было непросто. Если в ресторане каждый день мясные блюда, то здесь нужно было переключиться на рыбу. Еще одна особенность — «постоянные посетители». В ресторане люди приходят и уходят, а здесь изо дня в день круг сотрапезников один и тот же. Приходится проявлять больше фантазии, чтобы блюда не приедались.

Марине в приготовлении обедов помогают другие прихожанки. Есть у нее и сменщица, она готовит по понедельникам и вторникам. А вот бывать на богослужениях Марине Мельниковой почти не приходится, ведь к концу Литургии нужно уже накрыть стол. Из ситуации выходят следующим образом: на кухне в уголке стоит небольшой магнитофончик, транслирующий богослужение прямо сюда.

ПОКА ЛЬЮТСЯ СЛЕЗЫ

К кому зачастую обращается первым делом человек, пришедший в храм? Правильно, к работникам церковной лавки. Им задают вопросы, им первым несут свои радости и горести. Чаще — горести. Всю жизнь Алла Тупицына работала в начальной школе. Очень любила свою работу, но, как говорит, со временем пришло чувство, что, наверное, уже хватит. Почти сразу она пришла в храм. Сначала помогала в уборке, а потом настоятель сказал: «Ну, надо наконец-то и серьезным делом заняться». С тех пор она в лавке, принимает и отпускает товар.

— Долгое время я о духовной стороне жизни не задумывалась вовсе, — вспоминает Алла. — Но как-то раз с мамой мы пошли в Лавру купить подарок моему младшему брату. Почему-то нам казалось, что Библия — это то, что ему сейчас нужно. Мама ушла в собор, а я остановилась у большого Распятия сразу после входа. И потекли слезы. Просто потекли, и всё. В храм я, конечно, еще долго не ходила, но все-таки этот случай пробудил меня к новой жизни.

По школе Алла Тупицына скучает до сих пор. Очень радуется, когда видит в лавке своих бывших учеников, самих ставших уже папами и мамами.

— Но постоянных прихожан в их числе нет, — немного сокрушается она.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВСЁ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ

На Христорождественском подворье очень много работы, связанной с техническим обеспечением его жизни. Ответственный за это — Владимир Белов.

— Кажется — что такого? На подворье работы должно быть немного, но на самом деле всё наоборот, — рассказывает он. — Постоянно нужно что-то ремонтировать, налаживать: газ, свет, сигнализация, эти бесконечные разъезды по инстанциям, согласования с чиновниками, много работы с документами.

По специальности Владимир — радиотехник. Но работал он много где и много кем, руководил даже собственной фирмой по продаже компьютерной техники.

— Наверное, Господь специально вел меня сюда, на подворье. Вроде работаешь-работаешь, и должность нормальная, но контора разваливается. Раз работу поменял, другой… Сначала был прихожанином, потом меня попросили помочь, потом я попал в алтарь, и так, постепенно, стал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.

Владимир Белов говорит, что главная трудность в его работе — многозадачность. Часто эти задачи пересекаются, а то и вовсе противоречат друг другу.

«БОРОДА» И ДРУГИЕ ТРУДНИКИ

Есть на подворье совершенно особая категория работников — трудники. Их немного, на данный момент всего трое. Павел помогает в кухне. О себе он совсем ничего не рассказывает — даже откуда он родом. Это и понятно — обычно трудниками люди становятся не от хорошей жизни.

— Он незаменимый помощник, — говорит повар Марина Мельникова. — Моет посуду, чистит овощи. Это очень большой объем работы.

Николай Корнеев занимается на подворье ремонтом всего, что так или иначе связано с электричеством: проводки, светильников, прожекторов. Для этого ему выделена отдельная мастерская за храмом. Вместе с Павлом Николай Николаевич проживает в монастырском доме на Октябрьской набережной — на подворье просто нет отдельных жилых помещений.

Еще один трудник, Александр Иванов, которому дали прозвище «Борода», живет в собственной квартире. Некоторое время назад он перенес инсульт и частично утратил работоспособность. Трудоустроиться инвалиду было некуда, и онпришел на подворье, помогает в столярной и слесарной мастерских, приглядывает за подворьевскими кошками и собаками.

Управляющий подворьем иеромонах Кирилл (Шведов) объясняет, что попасть трудником на подворье может не каждый. Нужно, во-первых, иметь при себе все документы, а во вторых — медицинские справки, что человек ничем опасным для окружающих, например туберкулезом, не болен. Кстати, чтобы поступить трудником в сам монастырь, часто нужно также пройти собеседование на подворье. И лишь когда управляющий даст добро — отправляться в монастырь. Но ведь не всегда можно с первого взгляда понять, действительно ли человек готов к монастырской жизни, или же нет:

— Когда я жил еще в монастыре, к нам пришел человек, говорит: «Я после собеседования на подворье, вот моя одежда, мой мотоцикл, буду работать». Мы ему говорим: «Давай отдохни немного, присмотрись к нам, мы к тебе присмотримся».Дали ему денек отдохнуть. По-человечески отнеслись к человеку. А он уехал на следующее утро. Почему? А не понравилось, что мы его сразу же не впрягли. Вот так по-разному враг искушает.

Журнал «Вода живая»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 5 =